Ханкерман

logo

адаб 2

Возрождение национальной культуры татарского народа невозможно без знания истории народных традиций и обрядов, которые сохранились в той же форме, что и много веков назад.

«Все люди без различия едят и пьют», - замечает в одном из своих стихотворений татарский поэт XIX века Габдельхабар Кандалый. Только делалось это в разные времена и разных семьях по-своему. Конечно, еда татар во многом определялась шариатом – сводом правил праведной жизни мусульман, который мог как накладывать пищевые ограничения, так и прописывать ритуалы принятия пищи.
Согласно адабу – исламской этике, любая еда начиналась с обязательного мытья рук. У касимовских татар для этого были приспособлены кумганы, о которых мы уже рассказывали своим подписчикам. Перед началом трапезы мусульманин произносил молитву: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого» и лишь потом приступал к еде. Есть полагалось правой рукой, а брать пищу тремя пальцами, даже хлеб было принято разламывать руками, а не резать ножом. Ели, не спеша пережёвывая пищу, избегая употребления одновременно холодного и горячего. Правила приличия требовали, чтобы молодежь с уважением относилась к старшим и не набрасывалась на еду первыми. Напитки, которые касимовские татары также преимущественно хранили в кумганах, следовало пить глотками и перед этим сказать: «Во имя Аллаха», а выпив его, - «Слава Аллаху».

адаб 1